INVA-Портал!

Меню сайта
Категории каталога
INVA-статьи [85]
Лечение и реабилитация [22]
Тренажеры [2]
Социальная адаптация [10]
Интервью [11]
25% пенсии [2]
Жизнь в стационарных учреждениях
Законы [11]
Нормативные акты [1]
Документы и информация [7]
Мини-чат
200
Тех. поддержка
Администраторы:

    => Натафка
    => AlexSoft
    => Anna237

Модераторы:

    => Снежинка
    => Dolce

Главная » Статьи » INVA » INVA-статьи


Помощь детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Л.М.Кочетова Воспитатель, Почётный работник общего образования РФ
ГКУ Детский дом-интернат для умственно отсталых детей « Южное Бутово »

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую работу проводить с такими детьми в семье, как их воспитывать и обучать, прививать навыки самообслуживания ?

Рассмотрим важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития. Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь подобрать такие игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный, то есть словесный, метод нельзя. На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем сопряженно с ребенком (рука в руке ),повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки.

Постройте свою работу так, что бы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра : подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте,приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром !
С ясным днем !
Вот как славно мы поем !

Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко
потянулись.
Маме с папой
улыбнулись.

Особое внимание следует уделять обучению самообслуживания. Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом : не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.

Кормление.
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Из густого молока,
Да из мелкой крупки.
У того, кто кашку ест,
Вырастут все зубки.
***
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.

Когда ребенок пьет молоко,добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»
Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Прежде всего пусть он привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру : вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и так далее. Затем поиграйте с ним в умывание : потрите сухие ручки одна о другую, сложите ладошки так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу ребенка. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. В время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы зубки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке — ладошки,
Пальчики — Антошке.
Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Все помыли !
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые !

Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются, как совместные ( сопряженные ). Помогайте ребенку правильно держать ногу, когда одеваете штанишки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним расшнуровывайте и снимайте ботинки. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.

Вот они — сапожки.
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем мы сапожки :
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.

При одевании : Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар,
Я шар покачу,
Я гулять хочу.

Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.

Мишутка.
Шапка да шубка -
Вот и весь Мишутка !

Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм ( последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.
Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо ! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с умственно отсталым ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.

___

Использовалась литература: Яковлева Н.Н "Использование Фольклора в развитии дошкольника"



Категория: INVA-статьи | Добавил: Любовь (25-Июл-2012) | Автор: Любовь Кочетова | Просмотров: 1145 | Рейтинг: (0.0/0) |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | ">Вход ]

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
Поиск
.:Реклама:.
Здесь могла быть Ваша реклама. Подроности здесь »»


Найти название диска/фильма:
Статистика
 Рейтинг@Mail.ru

Сейчас на сайте: 2
Гостей: 2
Своих: 0
Яндекс.Метрика

раскрутка сайта, поисковая оптимизация Интернет каталог ListSites

Copyright INVA © 2008-2017
Бесплатный хостинг uCoz